Роберт Де Нироновости фильмы материалы фотографии мультимедиа ссылки |
Траффик /Traffic/
Рецензия: Фильм обязательный. Его надо посмотреть, его нужно показывать. It's a must-see. Точка. Причина первая: звёзды Майкл Дуглас, Бенисио Дель Торо (в возможно, одной из лучших мужских ролей мирового кино прошлого года), Кэтрин Зита-Джоунс , Дон Чидл , Луис Гасман , Деннис Куэйд и ещё очень многие другие в картине одного из самых оригинальных режиссёров мэйнстрим кинематографа современности Стивена Содерберга (секс, ложь и видео, Вне Поля Зрения, Англичанин, Эрин Брокович и ряда ярких арт-хаус хитов, вполне естественно не получивших широкого релиза). Фильм попал в более, чем 170 топ-тен листов. Перечень номинаций и наград составляет добрые две страницы, больше, чем эта рецензия. Причина вторая: Траффик - это ещё один изумительно естественный интержанровый эксперимент, отчаянно смелый, но незаметный невооруженным глазом. Это фильм, в традиции последних трёх работ Содерберга , объединяющий казалось бы диаметрально противоположные традиции, фильм замечательно многоликий, но повторюсь - настоящий, без тени концептуального ерничанья. Причина третья: благодаря изумительному (Blade Runner-esque) саундтрэку, виртуозной операторской работе и великолепному актёрскому составу (см.имена выше), подобно Инсайдеру (Своему Человеку (1999)), недавнему шедевру другого выдающегося автора нашего времени, Майкла Манна , Траффик - это картина временами освежающе, а подчас болезненно удручающе атмосферная. Просто не получается остаться в стороне и не чувствовать фильм, не жить им. Для амбициозной эпической драмы продолжительностью около двух с половиной часов одно это само по себе - откровение. И ещё, вряд ли причина, скорее факт - Траффик почти бесспорно можно назвать лучшим американским кинофильмом 2000 года. Разворачивая действие по всей территории США и Мексики, перемежая встречи на правительственном уровне с выяснением супружеских отношений, увлекая зрителя за собой от латиноамериканских наркобаронов и коррумпированных оперативников к конгрессменам и сутенерам трущоб, от золотой молодёжи элитных колледжей и дорогих адвокатов к подразделениям по борьбе с наркотиками и наёмным убийцам, Содербергпишет реалистичное to the bone полотно нынешнего наркобизнеса в его высокоинтегрированной в общество форме. Он использует стереотипы и бродячие сюжеты, но оставаясь художником, ошеломляюще работает с клише и вообще пропагандистским инструментарием подобно Д.У.Гриффиту . Осмысленность этих действий и уровень исполнения по-человечески завораживает. Единичные примеры подобного подхода в современном нам кино настолько редки, что Траффик, будучи 50-миллионным проектом категории 'а', хочется при этом назвать авторским, независимым и т.д. и т.п.. Более того, несомненно содержащий в себе дидактический материал, фильм этот - не агитпроп. Слишком непростой. Это одновременно философская притча и почти документальный рассказ о гангстерах и полицейских (а скорее преступлении и наказании), семейная драма в духе Ледяного Шторма и политический детектив в традиции Прямой и Явной Угрозы. Элементы двух последних выполнены безукоризненно, что и следовало ожидать от такого режиссёра как Содерберг, а что касается первых, Траффик представляет собой значительную веху в кинематографе, знаменуя собой появление нового понимания классических киноканонов. Ибо между тем как ранние криминальные саги рассматривали преступника в рамках принципа 'один в поле воин' (Лицо со Шрамом(1932), Враг Общества (1931), Я Беглый Каторжник (1932) и другие), по существу упрощая ситуацию, объясняя Преступление как редкую болезнь, а второй расцвет жанра увидел уже семьи преступников, их друзей и т.д. (Крестный Отец 1 (1972) и 2 (1974), Однажды в Америке (1984), Хорошие Парни (1990)), представляя более многоликий контекст и демонстрируя эволюцию самого видения явления, Траффик показывает нам Преступность как транснациональный бизнес, неотъемлимую часть общества в целом, стиль жизни, путь для карьеры, элемент менталитета и проч.. Важно, что следуя путём проторенным Французским Связным (1971) и Жить и Умереть в Лос-Анджелесе(1985)Уильяма Фридкина , режиссёр отказывается от циничной позиции стороннего наблюдателя. Более того делается это Содербергом со скромной, почти самоуничижающей прямотой. Именно этот аспект фильма снимает с Траффика маску проповеди, поучения. Скорее - for your consideration - это исповедь. А ещё это первый за долгое время фильм о Зле вообще. И речь не о наркотиках. Точнее не только о наркотиках. Первый за многие годы фильм о зле, которое внутри нас. Наверное, с момента выхода Экзорсиста того же Уильяма Фридкина ни одна картина не рассматривала нашу странную противоречивую природу настолько масштабно и камерно одновременно. Бесспорно совершенно психотропная фантасмагория Фридкина , наполненная вечной тьмой, сжатой непроницаемыми стенами, как в прямом, так и в бесчисленных переносных смыслах, и состоящая из сотен открытых миров-мизансцен развернутая панорама людских судеб в Траффике Содерберга - это два очень разных произведения. Первое - о религии, церкви, вере и совести. Второе - о семье, государстве, политике, вере и совести. Оба, однако, всепроникающе воздействуют зрителя, оба - бескомпромисны в тех вопросах, что ставят. Последнее может быть делается даже с излишней жестокостью и прямотой. Уполномочено ли искусство заходить так далеко, быть так близко к зрителю, буквально дышать в лицо? Кстати, это должно быть один из этих самых вопросов... Отец Дэмьен Каррас в Экзорсисте произносит исключительно многозначительную реплику: 'В моей жизни не было ни единого дня, чтобы я не ощущал себя обманутым. Я имею ввиду всех их: священников, врачей: Я знаю, я говорил с ними со всеми. Никогда не встречал человека, который не разделял бы моих чувств...' Священники, врачи, кинематографисты... А поэтому постараемся избежать окончательных выводов, абсолютных суждений. Умная и сильная картина Содерберга дает информацию к размышлению. И сила Траффика в том, что проигнорировать предложенное, не обратить на него внимание - невозможно. |