Роберт Де Нироновости фильмы материалы фотографии мультимедиа ссылки |
Титаник /Titanic/
Рецензия: Весна 1912-го года. Дебют крупнейшего океанского лайнера "Титаник". Роуз - привлекательная пассажирка первого класса, доведённая до полного отчаяния притязаниями нелюбимого жениха-миллионера и непомерными надеждами своей матери на выгодный брак. Джек, напротив, плывёт третьим классом, он беден, но ценимый свободой исповедует принцип "перекати-поле", и у него дар художника. Спасая Роуз, когда та попыталась покончить с собой, Джек влюбляется в неё, и тем самым обрекает себя на неизбежное столкновение с непререкаемыми запретами снобистского общества. Судьба, энергией короля человеческой мифологии, с которым пассажиры не забывали общаться в воскресных церковных молитвах, уготовила испытание и другим пассажирам лайнера, - непотопляемая краса и гордость всего христианского мореплавания вышел из Саутгемптона отнюдь не к пристани Нью-Йорка. Он плыл к обжегающему холодом и душераздирающему краху иллюзий самоуверенного человека о Господстве, на встречу с пренебрегаемой необратимостью... БЬЁТСЯ СЕРДЦЕ ОКЕАНА Оптимисты гулко праздновали успех: фильм стал абсолютным рекордсменом как по мировым кассовым сборам за всю историю ($1.835 млн.), так и по признанию Американской киноакадемии - 11 премий "Оскар", ровно столько же, сколько в активе библейской драмы Уильяма Уайлера "Бен-Гур" (1959). Феномен этот вполне объясним: Кэмерон создал ленту, которая олицетворяет уходящую эпоху классического голливудского кинематографа, где каркасом драматического сюжета выступает схематичная и бессмертная лав-стори. "Титаник" в конце XX века поразил зрителей грандиозной слезоточивой молнией, наряду с "Унесёнными ветром" в истории кино и самим лайнером в жизни став памятником гигантомании. Между строк здесь можно прочесть и поучение на тему гордыни человечества, социального унижения, отсутствия сострадания между людьми. Последней репликой в фильме, вложенной в уста героя Билла Пэкстона, Кэмерон признаётся: Не прочувствовал до конца, но всё же сделал уверенную художественную попытку. Впервые во всей фильмографии режиссёр целиком и полностью сосредоточился на своих персонажах, и старательные актёры его не подвели. На фоне предыдущих ролей ДиКаприо складывается такое впечатление, что здесь ему попросту нечего играть. В своё время он ворвался в поле зрения критиков ролью в картине "Жизнь этого парня", чуть ли не переиграв самого Роберта Де Ниро. Затем закрепил найденную в себе естественную актёрскую жилку у шведского режиссёра Лассе Халльстрема в ироничном портрете провинциальной Америки "Что гложет Гилберта Грейпа?". Но когда он стал Джимом Кэролом в "Дневнике баскетболиста" сразу стало ясно - это наэлектризованный преемник Джеймса Дина. Кейт Уинслет, актриса в третьем поколении, знакомая до этого лишь по картине "Разум и чувства", сыграла в сдержанной, традиционно английской манере, и проникла в суть своего персонажа с похвальным результатом. Только одно "но", которое надо бы высказать, пожалуй, в адрес Кэмерона: следует признать, что ДиКаприо / Уинслет - не очень-то гармоничная экранная пара. А Билли Зэйн, актёр исключительного отрицательного обаяния, кажется, собрал в кулак всю полноту сыгранных им ролей "плохих парней", и добавил каплю мягкости своему Кэлу Хокли - алчному и прагматичному, самовлюблённому и высокомерному миллионеру, привыкшему всегда и любыми путями получать желаемое. В мелодраме Джеймса Кэмерона имеются и эпизоды действия: Роуз разыскивает на тонущем корабле арестованного Джека, по сфабрикованному Хокли делу, затем они ищут выход на палубу, сквозь беспристрастно повышающиеся потоки океанской воды и... далее жанр сменяется уже на "фильм-катастрофу". Сочетая миниатюрные макеты с декорациями в натуральную величину, выстроенными на специально созданной для съёмок картины мексиканской студии Fox Baja, и натурные подводные съёмки российского глубоководного аппарата "Мир" с компьютерной анимацией, Кэмерон, возродив легендарный лайнер к жизни, нота в ноту с историей пускает его ко дну. Гибель "Титаника" пытались экранизировать неоднократно. В 1943-ем году немецкими нацистами был снят одноимённый пропагандистский и идеологизированный фильм, после войны благополучно похороненный на полках. В 1958-ом появилась вполне добротная цветная "Последняя ночь Титаника", где были детально воссозданы события трёх часов катастрофы. В 1980-ом году сняли даже "развесистую клюкву" на эту тему - фильм "Подъём Титаника!", по бестселлеру Клайва Касслера, о советских шпионах, ищущих в остове затонувшего корабля компоненты атомной бомбы. В 1989-ом году известный чешский прозаик-документалист Милош Губачек написал книгу об этой трагедии. Автор не только сводит воедино все версии, домыслы, откровенно эпатажные сплетни, и серьёзные исследования. В захватывающем стиле он ещё раз перелистнул памятную страницу истории, заключив, что хоть красота этого сверкавшего огнями плавучего дворца давно померкла, стальные листы изъедены ржавчиной, сослужившие свою службу водонепроницаемые переборки покоробились, а роскошные интерьеры больше не существуют, - судьба его не будет забыта. И всё свидетельствует о том, что новых открытий, которые помогли бы нам восстановить истинную причину катастрофы, более не предвидится. Картина Кэмерона всё же сделала такое открытие. Воссоздав реальный масштаб случившегося, сердце океана вновь забилось, спустя чуть меньше века обратив исконно божеские замашки человека внутрь самих себя. |