Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

новости фильмы материалы фотографии мультимедиа ссылки


Сириана /Syriana/

Страна: США
Год: 2005
Режиссер:  Стефен Гэхен
В ролях:
  Джордж Клуни, Мэтт Деймон, Аманда Пит, Кристофер Пламмер, Джеффри Райт, Крис Купер, Стивен Хинкл, Ноколас Арт, Роберт Фоксворт, Амр Вейкд, Кайван Новак и др.
Сценарий:  Роберт Баер, Стефен Гэхен
Бюджет: $50 млн.
Продолжительность: 126 мин.
Мировая премьера: 09 декабря 2005
Премьера в России: 23 февраля 2006

Рецензия:

Ни один киносезон не обходится без фильмов на политические темы. Прошедший 2005 год поддержал сложившуюся традицию, осчастливив нас рядом подобных картин. Спилберг обратился к трагедии на Олимпиаде 1972 года («Мюнхен»), Мейреллиш подверг остракизму политику фармацевтических корпораций («Преданный садовник»), режиссёр «Сирианы» Стивен Гехэн пошёл ещё дальше, решив рассказать историю-многоходовку о внешнеполитической доктрине США на Ближнем Востоке.

Термин «Сириана» объединяет в себе страны ближневосточного региона, ведущие против США агрессивную политику. В качестве таковых в фильме наличествуют Иран и Ливан. Именно там под прикрытием работает агент ЦРУ Боб Барнс (Джордж Клуни), стоически несущий свой разведческий крест. Там же оказывается экономический аналитик Брайан Вудман (Мэтт Деймон), готовящий серьёзную сделку между американскими нефтяными компаниями и арабским шейхом. Интересует Сириана и адвоката Беннетта Холлидея (Джеффри Райт), задачей которого является подготовка юридической базы для слияния крупнейших сырьевых корпораций США. Все трое – Барнс, Вудман, Холлидей – работают на одного «босса», пляшут под мелодии единственной дудки, имя которой – интересы страны. Тут нет частностей на уровне человеческих жизней, есть только цели в масштабах мировой сверхдержавы. Проникнуть в эту замысловатую систему противовесов очень сложно, но ещё сложнее из неё выйти. Когда на кону стоят миллиарды нефтедолларов, амбиции высокопоставленных политиков и подпольная борьба спецслужб судьба отдельно взятого человека в расчёт уже не берётся.

Режиссёр сразу даёт понять, его не интересуют судьбы и прошлое героев. Куда интереснее нарисовать масштабное полотно с множеством второстепенных персонажей, тремя сюжетными линиями и запредельным количеством необязательных деталей. Географический диапазон разворачивающихся событий не менее впечатляющ: Франция, Швейцария, Испания, Ливан, Иран и полдюжины американских городов. Все куда-то спешат, ведут бесконечные деловые переговоры, выступают на закрытых совещаниях, изредка продают оружие исламистам, подвергаются пыткам, и хоронят собственных детей. Событий двухчасовой «Сирианы» хватило бы на добротный сериал, но Гехэн умудряется усидеть на нескольких стульях сразу, предлагая зрителю драму и политический триллер в одном флаконе. Развлечь такое кино не способно, заставить задуматься – вполне может. В то время как некоторые политологи предсказывают иракский вариант развития ситуации вокруг ядерной программы Ирана, выход подобных картин выглядит не просто символичным и удачным совпадением, но своеобразной рефлексией кинематографа на происходящие события.

  Вместе с тем, режиссёру хватает вкуса не скатиться в обличительный пафос властьпридержащих по примеру демократа-правдоруба Майкла Мура. Акценты, по-видимому, должен расставить сам зритель, Гехэн лишь формулирует «условия задачи», что можно воспринимать как достоинство, так и недостаток картины. В любом случае, каждый увидит ровно столько, сколько способен в настоящий момент.

Нельзя не отметить - Стивен Гехэн снял показательно-образцовую картину. «Сириана» - идеальный участник оскаровской гонки. Всё при ней, и мощный актёрский ансамбль, и злободневная тема, и взвещенно-нормированный укор. Как говорится, призы призами, а номинации уже в кармане. В любом случае, это куда интереснее, чем сухая теория учебников по политической экономии и тому подобных дисциплин.

(с) Станислав Никулин