Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

новости фильмы материалы фотографии мультимедиа ссылки


Солярис /Solaris/

Страна: США
Год: 2002
Режиссер:  Стивен Содерберг
В ролях:
  Джордж Клуни, Наташа МакЭлхон, Виола Дэвис, Джереми Дэвис, Ульрих Тукур, Морган Раслер, Донна Кимбалл и др.
Сценарий:  Станислав Лем, Стивен Содерберг
Бюджет: $47 млн.
Продолжительность: 99 мин.
Мировая премьера: 27 ноября 2002

Рецензия:
Земля. Не очень близкое будущее. Доктор Крис Кельвин пытается прийти в себя после трагического самоубийства своей жены, в котором он косвенно виноват. Его жизнь распалась на множество повседневных дел - пустой дом, работа, немногочисленные друзья. Сложенные вместе, они создают видимость почти нормального существования, которое прерывается появлением двух сотрудников из агентства космонавтики и сообщением от старого друга, находящегося на загадочной планете Солярис, на исследовательской станции, где происходят неподдающиеся объяснению вещи. Расследовать происшествия поручают доктору Кельвину. Никто не знал, с чем придется столкнуться.

Безусловно, основные сюжетные линии нам знакомы. Если не по роману Станислава Лема "Солярис", то по фильму Андрея Тарковского. В данном случае "экранизация по мотивам" заинтересовала Джеймса Камерона и Стивена Содерберга, которые выступили в качестве, соответственно, продюсера и режиссера…

Главное, что нужно во время просмотра - это понять и усвоить, что это не дословная экранизация романа Лема и тем более не римейк "Соляриса" Андрея Тарковского. А сделать это не трудно, учитывая, что многие, кто смотрит "Солярис" сегодня, наверняка не читали роман, хотя ваш покорный слуга к их числу и не относится. Опять же я не уверен, что многие станут смотреть современный "Солярис", что бы сравнить работу Содерберга с фильмом Тарковского. Я сравнивать возможности также не имею, потому что фильм Тарковского смотрел в глубоком детстве, когда меня слабо интересовали теория и практика контакта или философские вопросы о природе человеческого разума. Сравнение же хорошего американского актера Джоржда Клуни с замечательным советским актером Данатосом Банионисом даже не напрашивается.

Это самый главный плюс фильма, да не покажется это замечание парадоксальным. Содерберг значительно изменил основные сюжетные линии оригинального романа, сделал прямо противоположную концовку. Но этому есть оправдание - сейчас потерян былой романтизм первооткрывателей космоса; сейчас стало совершенно ясно, что никакого контакта не будет в обозримом будущем, что полеты человека на значительные расстояния (т.е. дальше Луны) мало реальны, будучи чудовищно затратными, да и вообще - проблемы космоса в современном мире отошли на второй план по сравнению с проблемами более приземленными. А роман Лема был написан в 59-м - 60-м году, когда этот романтизм был, когда дети мечтали стать космонавтами, когда казалось, что запуск первого человека в космос и прибытие разумных существ на Землю - события разделенные в лучшем случае десятилетиями. При этом роман Лема содержал вопросы соприкосновения разума человека с разумом, не являвшимся человеческим ни в каком смысле, а попытки понять мотивы действий этого разума были обречены на провал. Более того, роман заканчивается полным признанием поражения человека перед непознаваемым. Совершенно четко осознав не актуальность этой проблематики сегодня, Содерберг в своей картине задался другими вопросами. Насколько значима для человека его память о близких людях? Возможен ли "второй шанс" после роковой ошибки? Как поведет себя человек, если вдруг получит возможность начать с начала? В глобальном масштабе - каков выбор между счастливой жизнью в мире-фантоме или продолжением жизни в реальности с непомерным грузом вины?

Фильм получился очень неспешным, с большим количеством крупных планов и разумным количеством монологов от лица Криса. Все действие происходит в комнатах и коридорах станции на Солярисе - видов космоса всего несколько, но выполнены они при этом безукоризненно. Жалко, что не показаны восходы и закаты двух солнц Соляриса, как они были описаны в романе. Все говорит о том, что Содерберг снимал серьезный фильм, а не очередную агитку вроде "Траффика" или глянцевуый календарь с суперзвездами, как "11 друзей Оушена". Однако визуально "Солярис" далек от совершенства, достигнутого в гениальном "Англичанине" - последнем "независимом" фильме Стивена Содерберга. К сожалению, в фильме по непонятным причинам лишь вскользь показаны самые динамичные и жутковатые сцены романа - старт ракеты с первой "гостьей", попытка отравления жидким кислородом, сломанная дверь, те моменты где "гости" перестают быть похожими на людей, подчеркивая свою нечеловеческую сущность. Недостаток динамики ощущается весьма серьезно, а четкость, с которой они написаны в романе позволила бы перенести их на большой экран без ущерба для "серьезности" фильма.

Содерберг - безусловно одаренный режиссер с очень узнаваемым стилем, при этом легко снимающий фильмы самых разных жанров. Однако последние его работы вдохновляли только ценителей политкорректности, да еще и киноакадемию, выдающую Оскаров, а поэтому на фоне трех предыдущих фильмов "Солярис" смотрится весьма свежо и с удовольствием. Если же говорить не предвзято и безотносительно, то "Солярис" - кино вполне достойное в столь редких фильмах жанра научной фантастики с философским подтекстом.

(с) Павел Украинцев

Интересные факты о фильме:

- Съемки картины начались 5-го мая 2002 в Лос-Анджелесе, а закончились 12 июля того же года.

- Стивен Содеберг сказал, что его "Солярис" представляет нечто среднее между "Космической одиссеей 2001 года" и "Последним танго в Париже".

- Киношников обозлила рекомендация цензоров не показывать картину юным зрителям, так как в одном из эпизодов Клуни появляется полуобнаженным.

 

Классификация "R", присвоенная фильму в США, означает, что подростки младше 17 лет могут посещать киносеанс только в сопровождении взрослых. Режиссер "Соляриса" Стивен Содеберг отказался вырезать из киноленты "сомнительные" кадры, а кинокомпания 20th Century Fox опротестовала решение цензоров и победила. Пресс-секретарь Клуни назвал этот случай "просто идиотским".