Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

новости фильмы материалы фотографии мультимедиа ссылки


Матрица 3: Революция /Matrix Revolutions/

Страна: США
Год: 2003
Режиссер:  Ларри Вачовски, Энди Вачовски
В ролях:
  Лоуренс Фишберн, Киану Ривз, Кэри-Энн Мосс, Джада Пинкетт Смит, Гарольд Перрино, Хьюго Уивинг, Ламберт Уилсон, Нона Гайе, Моника Беллуччи и др.
Сценарий:  Ларри Вачовски, Энди Вачовски
Бюджет: $150 млн.
Продолжительность: 125 мин.
Мировая премьера: 05 ноября 2003

Рецензия:

Бесчисленная армия машин продолжает бурить подходы к подземной цитадели человеческой цивилизации, городу Зиону. Несмотря на мужественность командования и геройский настрой всего населения, порядок вещей предопределён - лишь только Избранный может избавить людей от гнёта Матрицы. Нео, тем временем, по необъяснимым причинам застрял меж двух миров, на вокзале, принадлежащем Меровингину. Через него программы могут переходить из одного пространства в другое, однако Нео этот путь заказан. Его сподвижникам, Тринити и Морфеусу, приходиться нанести визит ироничному французу в клуб "Ад", пару которому по-прежнему составляет соблазнительница Персефона. Им удаётся вывести Нео из замкнутого круга, после чего тот решает навестить Пифию, прорицательницу, устами которой глаголет истина. Мистер Андерсон пытается выяснить, как ему удалось укротить вне Матрицы машин-охотников, почему Пифия сразу не рассказала ему об Архитекторе Матрицы, о том, что история с Избранным повторялась уже неоднократно, и когда же наконец закончится война между машинами и людьми? Пифия держит свою марку и на всё отвечает: "было не время" и "ты сам должен сделать выбор". Но считанные часы остаются до того момента, когда границы Зиона будут атакованы. Нео берёт тайм-аут, чтобы осмыслить дальнейшие действия, и понять, что от его выбора зависит дальнейшая история не только человечества, но и машин...

КОГДА МАШИНЫ ПРАВИЛИ ЗЕМЛЁЙ
Как говорят мудрецы-китайцы: "Путешествие в тысячу ли начинается с первого шага". Энди и Ларри Вачовски, бывшие чикагские плотники-киноманы, сделали этот шаг, прочитав однажды почётную книгу Роджера Кормана "Как я снял сотню фильмов в Голливуде и не потерял ни цента". После этого пилы и топоры мелькали уже не в их руках, а в их фанатских фантазиях. Ими они кромсали элементы самых разных стилей и направлений, добавляя гримасу трэша в суггестию японского хентаи, а огоньком арт-хауса прикуривая дорогую сигару постмодерна. Первая "Матрица", заставившая говорить о себе всех мало-мальски уважающих себя зрителей, являет собой начало того периода, когда братья Вачовски сформировались как профессионалы в своём культурологическом видении. Научная фантастика промокашкой приклеилась к философии, а вокруг них жужжали вопросы религии, самоопределения, власти над технологиями, и в конечном счёте преломлении реальности. Плюс первый фильм завершённого цикла затрагивал культуру киберпанка, проповедующую размытие границ между человеком и механизмом. Главным героем Вачовски сделали хакера, которого сыграл Киану Ривз, парень из "Джонни-мнемоника" по рассказу Уильяма Гибсона, гуру как раз-таки киберпанка. Всю эту предысторию нельзя было не рассказать. После неё наглядной становится картина той деструктивной политики сиквелов, что направлена на разработку мелких сюжетных элементов.

Генеральная же линия о Матрице топчется на месте. И в результате финал таков, что остаётся нерешённым главный вопрос, с которого собственно всё дело в 1999-ом году и начиналось. "Матрица: перезагрузка" и "Матрица: революция", две серии, снимавшиеся одновременно, избавлены от пут смыслового содержания, сколь бы не были светлы и возвышенны сценарные повороты. Они совсем из другой песочницы. Интеллектуальный мейнстрим им удалось превратить в кино крайне лёгкого поведения. Нео здесь окончательно принимает образ явившегося Мессии, обещанного ветхозаветными пророками спасителя человечества. Другими словами, образ ультрасовременного Иисуса Христа, благо имя Нео предполагает новое понятие старого значения. Или, рассматривая отдельно сцену с вокзалом меж Матрицей и реальностью, мы попадём в края восточных религий. Актёры-индусы играют там семью промышленных компьютерных программ и размышляют о карме, что в индуизме и буддизме является средоточием поступков человека, направляющих жизнь и влияющих на перевоплощения в следующих жизнях. Нео спрашивает, серьёзно ли они верят в карму? И спрашивает не из праздного любопытства, ведь на его шее - человечество. Также эти программы в разговоре с Нео затрагивают вопрос любви - но только не имеют ли машины на неё право (это мы прошли у Стивена Спилберга в изумительном "Искусственном разуме"), а как они понимают её, невзирая не неспособность чувствовать (тут в голову лезет бедняга "Робот-полицейский" в исполнении Питера Уэллера).

И вот весь этот философско-религиозный флирт творится со скоростью бега мартовского зайца у Льюиса Кэррола. По принципу - затронул тему и умываю руки, публика сама будет разбираться в вопросительных догматах научной фантастики. Большая ошибка. "Матрица: революция" вызывает на дискуссию о специальных анимационных фокусах и экшн-эпизодах, и не о чём другом думать совсем не хочется. Ранг оригинального фильма безвозвратно утерян, к тому же после "мыльной" лапши, навешанной нам на уши "Матрицей: перезагрузкой". Вачовски сделали своё дело, представление продолжают хореограф боёв Юэн Во Пинг и специалист по визуальным эффектам Джона Гаета. Братья Энди и Ларри в этом случае напоминают Архитектора, программу искусственного разума, создавшую Матрицу. А вот вторая и третья части трилогии - это агенты Смиты, размножающаяся программа-вирус. Под уверенный, очень энергичный и стильный саундтрек Дона Дэвиса на экране всё-таки взрывается одна революция - защита Зиона и итоговая схватка Нео не знают себе равных по мере батального CGI-размаха при достоверности любого их локального отрезка. Совсем уже по-настоящему укрощено пространство - теперь для актёров стёрта граница земного притяжения. Из просто виртуозных кунг-фу прыжков и застываний в воздухе, свойственных старым китайским фильмам про воспитанников какого-нибудь монастыря, вроде Шаолиня, защищающих честь своего престарелого остробородого мастера, они суперменами могут бороздить дождевые облака под небесным куполом. Хорошо хоть, что фильм о виртуальности реальности получился реально виртуальным! Кстати, нелишне бы освежить в памяти, а как же всё начиналось, раз всё уже кончилось.

В середине XXI века люди создают программы и роботов для чёрной работы и обслуживания. К 2075-му году некоторые из программ стали обижаться на своих повелителей за бесконечную эксплуатацию. После нескольких случаев насилия роботов-слуг против своих хозяев поднялась невиданная кампания за истребление машин, приведшая к массовому исходу компьютерных созданий на Ближний Восток, где они образовывают собственное государство, названное Ноль Один. Спустя 20 лет оно становится экономически преуспевающим, производя транспорт, компьютеры и вооружение на поколение превосходящее продукцию человеческой расы. От этого все окружающие страны несут огромные финансовые потери. Теперь там царит безработица. В 2096-ом году чиновники ООН отказываются принимать цивилизацию роботов, как верховную на планете, и объявляют ей торговую блокаду. Именно этот шаг и привёл к войне. Через год машины переживают ядерное нападение, но они быстро адаптируются к радиационному фону и высокой температуре, и на смену старым версиям, приходят новые. Они в ответ атакуют людей, которые в свою очередь отчаянно пытаются придумать хоть что-нибудь, чтобы остановить цепную реакцию уничтожения. Их командиры решают блокировать главный источник жизненной энергии роботов - солнце - и заполоняют небо удушливым чёрным смогом. Но армии машин захватывают человечество, и не долго думая решают заменить солнечную энергию биологической. Так в 2100-ом году на свет и появилась Матрица, использующая людей как батарейки для себя. И после всего этого многие из нас стали принимать на ночь красные таблетки, просыпаясь по утрам каждый раз другими людьми.

(с) Павел КОРТУНОВ

Интересные факты о фильме:

- Съемки "Перезагрузки" и "Революции" начались одновременно в Оакленде и Сан-Франциско в конце марта 2001 года. Фактический график съемок составил 250 дней.

- Продюсер Джоел Силвер в одном из интервью сказал: "Перезагрузка" и "Революция" могли бы быть единым фильм, но я думаю, что они сработают лучше как два отдельных. Есть очень много оснований для этого. "Революция" - это война между людьми и машинами, которая потрясет ваше ваше воображение. У нас есть 14-минутная битва, стоившая нам 40 миллионов $. Соответственно, это самый дорогой эпизод во всей трилогии". А исполнительный продюсер Дэн Краччиоло заявил: " Вы скажете, что такого в "Революции"? А я вам скажу что. "Революция" - это вознаграждение. "Перезагрузка" была всего лишь приманкой".

- За месяц до премьеры был оглашен еще один мощный маркетинговый ход производителей и прокатчиков: одновременная премьера завершающей части "Матрицы" в один и тот же день и час – 5 ноября 2003 года – в каждом крупном городе мира. Этот подход давал возможность всем поклонникам увидеть картину одновременно: в 6 утра – в Лос-Анджелесе, в 9 утра – в Нью-Йорке, в 14 часов – в Лондоне, в 17 часов – в Москве, в 23 часа – в Токио, а также в соответствующее время в более чем пятидесяти странах мира.

- 7 ноября 2002 года в студии Warner Bros по инициативе продюсера Джоэла Сильвера были показаны двадцать минут готового материала из второй и третьей "Матрицы". По отзывам присутствовавшего на показе корреспондента Newsweek, это было нечто совершенно потрясающее!

- Актриса Нона Гэй заменила трагически погибшую Ээлайю, которая была снята в большей половине своего материала.