Роберт Де Нироновости фильмы материалы фотографии мультимедиа ссылки |
Матч Пойнт /Match Point/
Рецензия: Говорить о фильмах Вуди Аллена всегда сложно. Ну что можно сказать о новом творении режиссёра, который из года в год выдаёт по добротной, фирменной комедии? Только одно – пересказать сюжет, и пуститься в продолжительные рассуждения о том, что всему своё время, что раньше конечно Аллен был о-го-го, а сегодня сплошь самоповторы, что тезис дедушки Гегеля о переходе количества в качество давно опровергнут и т.д. и т.п. Подобная участь могла постичь и «Матч Пойнт», но случилось то, чего никто уже не ожидал – Вуди Аллен снял драму (хотя шутки тут тоже будут) продолжительностью 124 минуты, снял фильм не в Нью-Йорке, а в Лондоне, пригласил на главную роль Скарлетт Йоханссон, сосредоточившись на режиссёрских функциях (то есть в кадре мы его не увидим). К тому же едва не отдал картину в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, и это его единственная ошибка – такой фильм не мог остаться без приза. Матч Пойнт (Match Point) – ситуация в большом теннисе, когда для победы одной из сторон нужно выиграть решающий мяч. Подобных ситуаций у Криса Уилтона было много. Он – бывший теннисист, добившийся на этом поприще серьёзных результатов. Завершив спортивную карьеру, Крис устраивается инструктором в спортивный клуб, где знакомится с Томом Хьюитом – сыном богатых родителей. Встреча с сестрой Тома Клои вносит в размеренную жизнь Криса серьёзные изменения. Он попадает в высшее общество. Новая высокооплачиваемая работа, дорогая машина, личный шофёр, шикарная квартира – и всё это после женитьбы на Клои. Однажды Том представляет Криса своей подруге Ноле – американке, приехавшей в Лондон попытать счастье на актёрских прослушиваниях. Это знакомство станет судьбоносным как для него, так и для неё. Формально, в «Матч Пойнте» можно найти множество классических алленовских притопов и прихлопов. Интригует и завораживает то, что здесь они не довлеют над остальным, скорее служат необходимым фоном, чем выступают движущей силой. В картине нет евреев-неврастеников, разговоров о сексе, нет даже привычного для Аллена интеллектуального трёпа. Другими словами, составить представление о предыдущих картинах режиссёра по «Матч Пойнту» крайне затруднительно. В этом-то и состоит главное достоинство картины. В юбилейный для себя год Вуди Аллен решил доказать, что пороха в пороховницах ещё предостаточно, что если захотеть можно выйти за рамки собственного киномира и сделать нечто новое. Важно, что режиссёр не просто использует старые наработки, а на их основе создаёт другое для себя кино. Смотря «Матч Пойнт» понимаешь, что Аллену есть что сказать, не только в формате очередного полуторачасового скетча, но и в формате драмы. Как и в лучших своих фильмах в «Матч Пойнте» Аллен связывает воедино ряд тем, каждой из которых можно было посвятить по картине. Это и роль случайности в жизни, и проблема выбора, и умение не идти наповоду у страсти, и почти ежедневные сделки с собственной совестью и т.д. Над чем-то режиссёр явно иронизирует, о чём-то говорит всерьёз. Очевидно, Аллен может не только смешить, но и заставить задуматься. Возможно, возраст берёт своё. 70-летний старик-балагур вряд ли может вызвать сильные эмоции, даже если его зовут Вуди Аллен, и за его плечами блестящая кинокарьера. Но 70-летний режиссёр, снимающий фильм о жизни, с высоты своего опыта, при условии, что его зовут Вуди Аллен – как минимум, интересно и очень поучительно. Символично, что «Матч Пойнт» стартует в прокате 1 января, открывая новый киносезон. О блокбастерных аттракционах позаботиться детище Первого канала, для ума и сердца останется фильм Аллена. В кои-то веки у зрителя будет альтернатива: созерцать кровопролитную борьбу тёмно-светлых дозоров или посмотреть новый фильм великого американского режиссёра, по отношению к которому эпитет «шедевр» настоятельно требует произнесения вслух. |