Роберт Де НироНовости | Фильмы | Интервью | Фотографии | Видео | Ссылки | |
Джерри /Gerry/
Рецензия: Два друга путешествуют по бескрайним дорогам Северной Америки. Они почти не разговаривают, им это не нужно. Они знают свою цель. Слова здесь не помогут, надо просто двигаться. На машине, пешком, ползком. Преодолев добрую половину пути, они теряют ориентиры. Но дороги назад нет. Джерри (так зовут обоих) продолжают своё путешествие в никуда. После смыслового ("Психо") и коммерческого ("Найти Форрестера") провалов, Ван Сент пытается вернуться в лоно авторского кинематографа с помощью незамысловатого (на первый взгляд) сценария оскароносца Дэймона и аутичной, в лучших традициях минимализма, музыки эстонского гения Пиярта. Блуждания в пустыне здесь преподносятся под соусом философских аллегорий, а редкие диалоги в виде откровений. Как ни странно, и то, и другое выглядит вполне вменяемо, оставляя за собой лишь привкус набившей оскомину недосказанности, каковая из любимой фишки арт-кино уже давно превратилась в очередной кинематографический трюизм. Молодые люди будут путешествовать в лучших пейзажах западного полушария, преодолевая "огонь, воду и медные трубы". Неспешные перекуры, сверхкрупные и сверхдлинные планы, гнетущее молчание - вот нехитрые составляющие данной картины. Первая и единственная интрига (что ищут герои?) плавно и неспешно растворяется в самом процессе поисков. Невольно начинаешь волноваться о самочувствии молодых людей, как никак путешествия без еды и воды чреваты тяжёлыми последствиями, но вскоре понимаешь, что в выбранной режиссёром стилистике такие мелочи, как здравый смысл и логика не нужны, а зачастую, и опасны. Джерри существуют по формуле рационалиста Декарта, заявившему: "Мыслю, следовательно, существую". Остановка или попытка проанализировать ситуацию равнозначны смерти. Движение, как прямая противоположность вечной статике пустынь является единственной функцией персонажей. Спрятавшись за ширму околофилософских сентенций, якобы вытекающих из происходящего на экране, Ван Сент представляет нам западный аналог иранского кино (См. "Нас унесёт ветер", "Десять"), давно сделавшего ставку на форму. Но то, что на Востоке является неотъемлемой частью человеческого мировоззрения, здесь выступает в качестве кинематографического приёма. Примерно в это же время в застенках Эрмитажа творил Сокуров. Сия параллель не столь надумана, как может показаться на первый взгляд. Симптоматично, что "Русский ковчег" и "Джерри" вышли на экраны в один год, имея в рукаве одинаковый набор идей, воплощения и аргументов. То, что русскому искусство, американцу смерть. Набравшись смелости, Ван Сент снял экзистенциальную картину. Фильм, в котором нет места нелепым поворотам сюжета, бессмысленным разговорам, глупым погоням и перестрелкам. На протяжении, без малого, двух часов два героя ищут себя. Найдут ли? Шансы оподжерриться слишком велики… (с) Станислав Никулин |