Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

Новости | Фильмы | Интервью | Фотографии | Видео | Ссылки |


Бойцовский клуб /Fight Club/

Страна: Германия, США
Год: 1999
Режиссер:  Дэвид Финчер
В ролях:
  Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонэм Картер, Мит Лоаф, Зак Гренье, Ричмонд Аркетт, Дэвид Эндрюс, Юджин Бондорант, Кристина Кэбот, Джаред Лето и др.
Сценарий:  Джим Улс, Чак Паланик
Бюджет: $63 млн.
Продолжительность: 139 мин.
Мировая премьера: 15 октября 1999

Рецензия:

Дэйвид Финчер начинал когда-то как режиссер рекламных и музыкальных клипов. Он работал с Мадонной на знаменитых “Vogue” и “Express Yourself”, делал “Freedom” для Джорджа Майкла и “Who Is It” для Майкла Джексона. Типичная эстетика видеоклипа нашла затем яркое отражение в третьей части “Чужих” и продолжилась спустя два фильма в ряде операторских решений в “Бойцовском клубе”. Сняв два крайне успешных триллера “Семь” и “Игра”, Финчер избрал в качестве основы для следующего своего фильма роман Чака Паланьюка о сходящем с ума белом воротничке, который становится организатором целой сети подпольных клубов.

Режиссер не прогадал ни с актерским составом, ни со сценарием, ни со всеми остальными составными частями кинопроизводства. Эдвард Нортон, уже имевший к тому времени две номинации на “Оскар” после четырех сыгранных ролей, и Брэд Питт, усиленно старавшийся избавиться от амплуа героя-любовника, составили в этом фильме блестящий дуэт, дополненный бесподобной игрой Хелены Бонэм-Картер. Действительно неплохая операторская работа в соединении с фирменной финчеровской грязнотой цвета точно передают атмосферу внутреннего упадка героя, потерявшегося в материальном мире благополучия и находящего духовное удовлетворение в групах психологической помощи. Тотально черный юмор картины идеально вплетен в сюжетную канву. Однако, несмотря на все прелести киноязыка, фильм не смотрится.

Картина явно не дотягивает не то что до уровня “Механического апельсина” Стэнли Кубрика, но даже до недавних “Прирожденных убийц” Оливера Стоуна. В ней нет ни антиутопичности первого, ни сатиры второго. Лента Финчера провокационна донельзя. Она идеально отражает именно состояние сегодняшнего американского общества, которое в своем постмодернистском увлечении всем и вся уже не способно породить ни впечатляющих антиутопий, ни едкой сатиры, ни нормального уровня пропаганды. Режиссер “Бойцовского клуба” своим произведением не призывает массы к разрушению существующего мира, как это может показаться изначально, он просто забавляется над ними, рассыпав по фильму множество мельчайших посылов, “черноюморных” уловок, визуальных мелочей. В чем и переусердствовал. Вместо саркастической ухмылки лента вызывает утомление, рассыпаясь на микроскопические подробности. Там, где мог бы случиться фильм-призыв конца 1990х, на пленке отпечатался аляповатый лубок, ориентированный на то, чтобы занять в умах молодежи конца века и тысячелетия то место, которое занимали вышеобозначенные “Механический апельсин” в 70х и “Прирожденные убийцы” в 90х. И в этом он резко проигрывает “Матрице”, ставшей поистине символом для социального слоя молодежи в возрасте до 30 лет. Братья Вачовски не пугали зрителя их внутренней болезнью, от которой никуда не деться, они просто предложили свою трактовку обыденности, которая удовлетворила смотрящего куда больше, нежели пессимистический настрой Финчера, переданный куда менее красочно и удачно.

Можно утверждать, что Финчер несколько опоздал со своим фильмом. Действительно, появись он сразу после “Прирожденных убийц”, еще до резкого вступления на кинорынок “кибер-панка”, он возымел бы куда большее воздействие на публику и кассу. Но в те годы Финчер только вставал на ноги и начинал заявлять о себе. Правило “Лучше поздно, чем никогда” не сработало.

(c) Олег Korben