Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

Новости | Фильмы | Интервью | Фотографии | Видео | Ссылки |


Черный ястреб /Black Hawk Down/

Страна: США
Год: 2001
Режиссер:  Ридли Скотт
В ролях:
  Джош Хартнетт, Эван МакГрегор, Джейсон Айзекс, Уильям Фихтнер, Эрик Бана, Орландо Блум, Том Сайзмор, Сэм Шепард, Ивен Бремнер, Том Харди, Хью Денси, Брайан Ван Холт и др.
Сценарий:  Кен Нолан, Марк Бауден
Бюджет: $90 млн.
Продолжительность: 152 мин.
Мировая премьера: 18 января 2002

Рецензия:

Сомали, 1993 год. Страна вымирает от голода, число жертв превысило триста тысяч человек. Миротворческие силы ООН пытаются восстановить порядок и организовать поставки продовольствия. В помощь им Вашингтон выслал полтысячи человек из элитных подразделений американской армии, знаменитые отряды "Дельта" и армейских рейнджеров. В городе Магадиша хозяйничает и творит беспредел полевой командир Айдид, убивая мирных граждан и отбирая гуманитарную помощь. В определенный момент орлы из Вашингтона решают провести операцию по захвату Айдида в его резиденции.
 
План операции выглядит так: днем колонны из грузовиков и БТРов продвигаются по дружественной территории в городе; с вертолетов идет слежка за машиной осведомителя, который должен остановится у здания, где предположительно будет находится Айдид; затем следует штурм здания и захват всех подозрительных лиц. Учитывая простоту операции солдаты собираются по принципу: "к обеду будем, нечего тащить с собой всякие тяжести". А именно: ночное видение, флягу с водой, бронежилет.
 
Такова завязка сюжета нового блокбастера от режиссера Ридли Скотта и продюсера Джерри Брукхаймера, рассказывающего о неудаче американских военных в ходе операции в Сомали, основанный на реальных событиях, как это указано в самом начале фильма, и книге Марка Боудена, о чем сообщают финальные титры.
 
Конечно же, ничего хорошего из подобного демарша не получилось, отряд попал в засаду, превратившись в разрозненные группы бойцов, у которых теперь одна задача - выжить на вражеской территории, один из вертолетов "Черный Ястреб" сбит и срочно требует эвакуации выживших членов экипажа. Через некоторое время сбивают и второй вертолет.
 
Фильм больше напоминает репортаж с поля боя, где невозможно выделить какого-либо главного персонажа, вокруг которого строится все действие и чье лицо мелькает к месту и не к месту. Все действие поделено в равной степени между десятком персонажей, каждый из которых действует в своем участке города. Молодой офицер, только что назначенный взводным (Джош Хартнетт); матерый сержант (Том Сайзмор), ведущий колонну машин; казарменный писарь, не нюхавший пороху (Эван МакГрегор); экипажи сбитых вертолетов, вынужденных ждать подкрепления и эвакуации; пара солдат, которых забыли взять с собой при смене позиции; генерал, сидящий в штабе и наблюдающий со спутника, как погибают его солдаты. Говорить о серьезных актерских работах не приходится, по той простой причине, что отличить актера Джоша Хартнетта от актера Эвана МакГрегора в полной боевой выкладке рэйнджеров не представляется возможным. Однако есть один запоминающийся актерский эпизод: когда персонажу Тома Сайзмора говорят, что, мол, не надо тебе туда возвращаться, он ничего не отвечает, но его ухмылка дорогого стоит, ее стоит видеть.
 
Хотелось бы сразу предупредить, что "мяса" в фильме много: оторванные пальцы и руки, разорванный напополам солдат, шепчущий последние слова; попытка пережать бедренную артерию в полевых условиях; разрываемые пулями крупного калибра тела. Фильм сугубо мужской, в нем нет ни одного женского персонажа вообще, поэтому большей и лучшей части человечества, его не то что бы не нужно смотреть, а просто будет не интересно. Однако уровень, заданный фильмом Поля Верхувена "Звездный Десант" на мой взгляд, все-таки не превзойден. Пафоса, неизменного спутника всякого военного фильма последних лет, несколько меньше, чем ожидал я, особенно после предпоследнего фильма Брукхаймера, агитки "Перл-Харбор". Однако это не значит, что его нет совсем. В некоторых сценах пафос и "ура"-патриотизм просто стекают с экрана вместе с кровью персонажей. Уже традицией стало завершать любой фильм "про войну" политической речугой в исполнении одного из выживших героев. На сей раз, эта честь досталась Джошу Хартнетту, произносится она над упакованным в пластиковый мешок телом погибшего товарища. Кстати, если приглядеться, то станет заметно, что актер, играющий "павшего товарища" мигает уголком глаза. Речь же сводится к тому обычному набору заученных фраз: все мы люди, война это не есть хорошо и т.д. Банальности, которые иногда стоит говорить, но почувствовать их можно только оказавшись в подобной мясорубке, да хранят нас от этого боги.
 Впечатление от этого фильма двойственное. С одной стороны, устали мы уже от полу-документальных экранизаций исторических событий на военную тематику, которых на нас свалилось за последнее время более чем достаточно. С другой фильм совершенного грамотно сделан, если не со смысловой точки зрения, то с визуальной. Если отнестись к "Черному Ястребу" именно как к боевику, пусть и снятому по реальным событиям, то фильм способен доставить удовольствие при просмотре.
(с) Павел Украинцев