Роберт Де НироНовости | Фильмы | Интервью | Фотографии | Видео | Ссылки | |
Капитан Алатристе /Alatriste/
Рецензия: Испания. XVII век. Диего Алатристе – верный солдат Его Величества. Во время войн он на огневых рубежах, в мирное время – наёмник, выполняющий поручения влиятельного при дворе графа Ольвареса. У него есть связи и покровители, но Алатристе всегда и во всём рассчитывает только на себя. С одной стороны, он хладнокровный убийца, положивший на поле брани не один десяток врагов, с другой, благородный сын Испании, отдавший своё сердце любимой женщине… В основу «… Алатристе» положен романный цикл испанца Артуро Переса-Реверте, персоны в России известной и уважаемой. Литературному побратиму Бориса Акунина к экранизациям своих книг не привыкать. Впервые к его творчеству кинематографисты обратились пятнадцать лет назад, а «Девятые врата» Романа Полански наглядно доказали, что в текстах Переса-Реверте можно (при должном желании и умении) обнаружить качественную первооснову будущего фильма. Режиссёр «… Алатристе» Агустин Диас Янес пошёл дальше, разместив в 147 минутах экранного времени действие пяти (!!) романов писателя. Очевидно, что режиссёр отказался от формулы «подробнее и тщательнее», а сосредоточился на максимально аутентичной передаче атмосферы и настроения ревертовской прозы. Янес стремглав несётся по главам, перелистывая за раз с десяток страниц. Титры меланхолично фиксируют очередной бросок во времени: Фландрия, 1622 г.; Мадрид, год спустя; Бреда, 1625 г.; Мадрид, 10 лет спустя; Рокруа, май 1643 г. Тут бы не запутаться, не задохнуться от стремительно сменяющих друг друга пейзажей, второстепенных героев, очередных секретов и свежих интриг. Режиссёру удаётся (и это несомненная удача картины) рассказать о многом, но без разжёвывания и топтания на месте. Напротив, Янес сжимает смыслы и сюжетные линии до размеров разговора, взгляда, мизансцены. Пятитомник Переса-Реверте, безусловно, полнее, но лишь на уровне деталей, отсутствие которых в фильме не мешает адекватному восприятию происходящего. «Капитан Алатристе» – пример холодного расчёта и яркого исполнения. Режиссёр с математической точностью расставляет по ходу действа разговорные, с оттенком (мело)драматичности, сцены и впечатляющие отточенностью исполнения дуэли на шпагах (саблях, мечах), битвы, осады, захват кораблей. Приём «золотого сечения», удобоваримого баланса между тем и другим работает у Янеса безотказно. Главное – во время поставить точку, дать отмашку на «занавес». Как ни странно, двух с половиной часов для этого вполне достаточно. «Прожив» с Диего Алатристе 20 лет его суматошной и тяжёлой жизни, понимаешь, что для подобного жизнеописания в исторических «интерьерах» семнадцатого века нужно совсем «чуть-чуть»: добротная литературная основа, умная режиссура и Вигго Мортенсен в заглавной роли. В наше смутное кино-время это «чуть-чуть» превращается в золотую жилу… для зрителей. (с) Станислав Никулин |