Сеанс публичной переписки

СЕАНС ПУБЛИЧНОЙ ПЕРЕПИСКИ


Лиля Брик и Эльза Триоле в Театре Маяковского.


На Московской театральной олимпиаде в здании филиала Театра Маяковского показали французский спектакль "Две сестры. Лиля и Эльза" в постановке вениамина Смехова. Копродукция театров "Ле Феникс" из Валансьена и "Жиптис" из Марселя демонстрировалась в рамках зарубедной экспериментальной программы.
Две знаменитые сестры - Лиля Брик и Эльза Триоле - всё чаще предстают перед публикой в импортно-экспортном варианте. Во Франции их многолетняя переписка была тщательно перевелена и вызвала огромный читательский интерес. Отечественное издание писем грешило многочисленными купюрами, хотя резонанс получило не меньший. Теперь на основе знаменитой переписки создан интернациональный спектакль.
Сёстры в постановке Вениамина Смехова говорят только по-французски, причём Эльза (Франсуаза Шато), ставшая французской писательницей, - безукоризненно, а Лиля (Татьяна Степанченко) - с сильным акцентом. Каждое их появление загадочно: то они будто бы сходят с киноэкрана, оживляя документальную хронику, то возникают из тьмы огромного чёрного квадрата. Неожиданности не отменяют желания публики понимать содержание. Первые минуты зрители удивлённо шептались и оглядывали сцену в поисках титров с переводом. Потом некоторые покинули зал, но многие решили остаться и следовать завету из песни "Я волнуюсь, заслышав французскую речь". Иногда со стихами Маяковского прорывался красивый закадровый голос Смехова, что каждый раз встречалось залом с радостным воодушевлением. Впрочем, "Маяковски", "Шкловски", "революсьон" - всё это было и так ясно. На всякий случай краткая канва всё-таки излагалась в русскоязычной программке: "Футурист в доме... Эльза зарабатывает на жизнь бусами... Арест и пытки Виталия Примакова". На сцене героини скорее зачитывали свою жизнь, чем разыгрывали события из неё.
Детство, знакомство с Маяковским, любовные перепитии - всё это довольно кратко. Когда дело доходит до самоубийства поэта, хочется сказать: "Уже?" Видимо, из-за того, что актрисам пришлось изображать одновременно и детство, и старость, с возрастами в спектакле произошёл сбой. Старшая сестра Лиля оказалась гораздо младше Эльзы. Режиссёрский ход повредил и прочно закрепившемуся за обеими сёстрами имиджу роковых женщин. Роли Маяковского, Брика, Арагона, Шкловского, Якобсона, Примакова да ещё и Дзиги Вертова, а также эпизодически возникающей тени Сталина исполнял один актёр, Матиас Марешаль. Привыкшим к многочисленному мужскому окружению сёстрам пришлось делить одного мужчину на двоих.
Зато по всем остальным параметрам композиция "по письмам, документам и стихам" получилась гладкой. Никаких скандалов, все острые политические углы обойдены. Вениамин Смехов, как настоящий ценитель и знаток отечественной словесности, отнёсся к сёстрам уважительно. Даже слишком.

"Коммерсант"
5 июня 2001 г.