Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

новости фильмы материалы фотографии мультимедиа ссылки


Терминатор /Terminator/

Страна: США
Год: 1984
Режиссер:  Джеймс Кэмерон
В ролях:
  Арнольд Шварценеггер, Майкл Бин, Линда Гамильтон, Пол Уинфилд, Лэнс Хенриксен, Бесс Мотта, Ерл Боэн, Рик Россович, Билл Пэкстон, Уильям Уишер и др.
Сценарий:  Гейл Энн Хард, Джеймс Кэмерон, Уильям Уишер
Продолжительность: 108 мин.
Мировая премьера: 26 октября 1984

Рецензия:
"Да так, дерьмовое кино. Работы недели на две", - сказал Арнольд Шварценеггер в одном из своих интервью о предстоящих съемках в "Терминаторе". Эти две недели сделали Арнольда суперзвездой.

Не будет преувеличением сказать, что "Терминатор" - фильм во многом уникальный. Редкий пример полной гармонии сюжета, режиссуры, актерской и операторской работы. Но, прежде всего, уникальность "Терминатора" состоит в универсальности главного персонажа. Терминатор, по сути, является идеальным киногероем. Он сочетает в себе все необходимые для этого черты.

Терминатор - настоящий герой действия. Двигаясь к поставленной цели, он не отвлекает зрителя всякими пустяками, любовными сценами, душевными переживаниями и прочей чепухой.

Терминатор - драматический персонаж. Драма его состоит в гипертрофированном чувстве долга. И если в первой части его самопожертвование можно отнести к тупому выполнению заложенной в него программы, то во второй это уже настоящий нравственный выбор.

Терминатор - герой-интеллектуал. Он немногословен. Но уж если открывает рот, то будьте уверены - любая изреченная им фраза достойна увековечения в камне.

Терминатор - персонаж, не лишенный самоиронии. Он чужак в этом мире, поэтому иногда попадает в двусмысленные ситуации.

Кроме того, Терминатор обладает всеми необходимыми чертами истинного мачо, что способствует его популярности среди женской аудитории.

Добавьте ко всему вышеперечисленному брутальное обаяние Арнольда Шварценеггера - и получите персонажа, наделенного неповторимой притягательностью хромированного металла. Неудивительно, что зритель отождествляет себя именно с мрачным злодеем Терминатором, а не с положительным героем Майкла Бьена. "Полагаю, люди сочувствуют ему потому, что у каждого в подсознании сидит свой маленький дрожащий демон, в которого хотелось бы хоть на две минуты превратиться, чтобы войти к боссу, распахнув ногой дверь", - так объяснил этот феномен сам Шварценеггер. Кстати, роль Терминатора общепризнанно считается лучшей ролью Арнольда. Более того, сегодня с полным правом можно утверждать, что Шварценеггер - актер одной роли. Роли киборга-убийцы.

"Терминатор" стал стартовой площадкой не только для Джеймса Кэмерона и Арнольда Шварценеггера. Линда Хэмилтон, исполнительница главной женской роли, также стала получать после съемок в этом фильме более заметные роли. А оператор Адам Гринберг, до "Терминатора" практически не известный в большом кино, на сегодняшний день является одним из самых уважаемых (неоднократный лауреат "Оскара") и высокооплачиваемых кинооператоров в мире. Находкой фильма стал малоизвестный композитор Брэд Фидел, написавший по-настоящему оригинальную, механико-футуристическую музыку, которая стала полноправной частью образа Терминатора.

Но не стоит забывать, что "Терминатор" это, прежде всего, детище Джеймса Кэмерона. Он написал оригинальный сценарий. Потратил массу времени и сил на то, чтобы сдвинуть проект с места сумел заинтересовать своим сюжетом кинокомпанию "Хэмдейл" (а это было непросто: многие крупные киностудии сразу же отвергли такой безумный проект), выбил необходимый бюджет, отыскал подходящих актеров. Кэмерон, убежденный перфекционалист, полностью контролировал весь съемочный процесс. Именно благодаря этому, фильм настолько целостен и гармоничен. Кэмерон умудрился добиться такого совершенства монтажа, что фильм до сих пор можно использовать в качестве эталона жанра "экшн".
Любопытно, что первый "Терминатор" снимали с копеечным бюджетом в 6,5 миллионов долларов. Но Кэмерон, ранее работавший в мастерской Роджера Кормана, научился у мэтра дешевого кино, как делать фильмы из ничего. Каждый цент был потрачен с умом. Скромные, но со вкусом выполненные спецэффекты не доминируют над сюжетом, а лишь слегка оттеняют его, что ни в кой мере не умаляет зрелищности фильма.

Визуальный ряд фильма также безупречен. Не стараясь потрясти зрителя впечатляющими картинками будущего или красочными сценами перестрелок (первая часть "Терминатора" вообще отличается строгим минимализмом), режиссер кадр за кадром сплетает мрачную атмосферу безысходности, заставляя зрителей забыть о попкорне.

Более того, Кэмерон сделал невозможное снял сиквел, который ни в чем не уступает оригиналу (а с точки зрения зрелищности даже превосходит). Фантастические спецэффекты, используемые режиссером во второй части "Терминатора", с полным правом можно назвать революционными. И вновь Кэмерон показал себя истинным профессионалом, обладающим тонким чувством меры и стиля. Он точно знал, что именно хочет увидеть в кадре. Поэтому, несмотря на огромный бюджет (90 миллионов долларов) и обилие спецэффектов, неразрывно связанных с сюжетом, в его фильме нет ничего лишнего - ни одного бессмысленного кадра, ни одной неоправданной сцены. Все спецэффекты в его фильме подчинены сюжету, а не наоборот.

Нет нужды говорить о том, с каким нетерпением я ждал выхода на экраны третьего Терминатора . Но, узнав, что Кэмерон добровольно выбыл из этого проекта, что он не только отказался от режиссерского кресла, но даже не будет принимать участие в написании сценария, предпочел бы, чтобы Терминатор так и остался дилогией. Говорят, новый фильм снимает Джон Мактирнан. Мактирнан хороший режиссер. Но Терминаторами не становятся. Ими рождаются.
(c) Максим Золотухин