Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

Роберт Де Ниро

Новости | Фильмы | Интервью | Фотографии | Видео | Ссылки |


Особое мнение /Minority Report/

Страна: США
Год: 2002
Режиссер:  Стивен Спилберг
В ролях:
  Том Круз, Макс фон Сюдов, Саманта Мортон, Колин Фаррелл, Тим Блейк Нельсон, Джоэл Греч, Питер Стормаре, Скотт Фрэнк и др.
Сценарий:  Джон Коэн, Скотт Фрэнк, Филип К. Дик
Бюджет: $102 млн.
Продолжительность: 145 мин.
Мировая премьера: 21 июня 2002

Рецензия:
В 2054 году в округе Колумбия в Америке количество умышленных и не умышленных убийств стремится к нулю. Эффективная система предупреждения и предотвращения преступлений ни разу дала сбоев. Три провидца безошибочно предвидят время убийства и имена жертвы и убийцы, сотрудникам отдела остается лишь как можно скорее по неясным образам выявить место преступления и предотвратить его. Лучший офицер отдела профилактики преступлений Джон Андертон верит в непогрешимость системы, но только до тех пор, пока провидцы не предсказывают, что через полтора дня он убьет человека. Человека, имя которого он слышит в первый раз и с которым его ничто не связывает. Но провидцы не ошибаются, и остается только одно - бежать.

Сюжет можно поделить на две не равных части. Первая открывает ответ на вопрос "Убьет ли Андертон неизвестного ему человека, и если да, то почему?" Получив на него ответ примерно на второй час фильма, Джон Андертон, вместе со зрителями, понимает, что его круто подставили. И начинается вторая часть - "Найти и наказать мерзавца".

Разучился Спилберг снимать просто развлекательные фильмы, как делал это в "Челюстях", "ET", "Полтергейсте" и других режиссерских и продюсерских работах. Обязательно надо доказывать, что Стивен Спилберг не просто Самый Кассовый Режиссер В Мире, а еще и самый умный. Последнее время его тянет на неуместные философствования. Блестяще обойдя ответы на вопрос "Что делает человека человеком и чем он отличается от машины" в предыдущем "шедевре" "Искусственный разум" Стивен Спилберг решил попробовать задаться следующими. А именно: "Есть ли предначертанное всем нам?", "Возможен ли свободный выбор или никто не выбирает?", "Как поступит человек, если он знает свое будущее?". Вопросы заданы, а ответы ищем сами в фильме. Да, есть нечто предначертанное. Да, возможно изменить будущее, но только если его знаешь. Банально не правда ли?

В основу фильма был положен некий рассказ одного из самых значительных фантастов Америки Филиппа Дика, безусловно известного всем поклонникам жанра, как автор по чьей повести был снят канонический "Бегущий по лезвию", боевик "Вспомнить все" и "Крикуны", а так же недавний "Пришелец". Не знаю, что за произведение по которому снято "Особое мнение", но не удивлюсь если от оригинала осталось лишь самая общая сюжетная линия, как в "Бегущем по лезвию". Сюжет как ни печально отдает штампами и банальностью - беглец от правосудия, подстава со стороны высших чинов, старое убийство в котором еще предстоит разобраться. Вы наверняка видели фильм "Беглец", практически тоже самое, только в плохо продуманном мире будущего.

Реклама - двигатель торговли, но почему мы эту рекламу еще и в кино должны смотреть? На экране без перерыва мелькают лэйблы и марки. Если автомобиль, то концепткар от Lexus (на мой взгляд машина невероятно уродлива), если часы то, от Bulgari, если телефон, то Nokia, если магазин шмоток, то GAP. Утомляет и наводит на размышления о скупости бюджета, что для фильмов Спилберга просто нонсенс. На те же печальные мысли о том, что не все в порядке наводит и картинка фильма - серо-синяя и размытая, блеклая палитра без малейших ярких пятен это по мнению художников стильно. Спецэффекты почти что на уровне нуля, даже двадцатилетней давности "Бегущий по лезвию" сейчас выглядит лучше.

Самая странная черта фильма - его длительность в два с половиной часа. Гигант Спилберг не может снимать хотя бы двухчасовые фильмы, а жаль. От сокращения фильм бы только выиграл в динамике и стал бы выглядеть намного лучше. Как ни странно но событий в фильме не так и много, как раз на пару часов.

Подбор актеров пожалуй единственное к чему никак не придраться досужим критикам. Том Круз в главной роли вполне адекватен, в любом случае если брать звезду первой величины, то другой кандидатуры, нежели Том Круз быть не может. Другой вопрос, так ли необходимо было запрягать в этот проект не просто звезду, а звезду № 1 в Голливуде. Восходящая звезда Колин Фаррелл тоже вполне на месте, главный злодей в исполнении ветерана Маска фон Зюдова не вызывает никаких сомнений. Лучше всех в фильме выглядит провидица Агата в исполнении почти не известной английской актрисы Саманты Мортон. Странное существо, в голове которого постоянно мелькают неконтролируемые образы грядущих смертей, увидевшее мир после долгих лет лежания в бассейне Храма и смотрящее на все с испугом и непониманием. Когда Агата произносит "Я устала от будущего!" ей веришь безоговорочно. Мой приз зрительских симпатий безусловно отходит к Саманте за идеальное попадание в образ.

Я давно уже разочаровался в Стивене Спилберге, как хотя бы в просто толковом режиссере, не говоря уже о "гениальности". Ничего от его фильмов не жду, и ни один из его фильмов за последние 10 лет мне не понравился. Основными чертами его фильмов стали гигантомания, отсутствие стиля, не интересность истории, ненужное умничание. "Особое мнение" не стал исключением, получившийся результат весьма посредственный. Фильм безвкусный и сырой, лишенный всякого запоминающегося стиля. Его можно посмотреть. Плохо то, что фильм не оставил о себе никаких воспоминаний после просмотра - ни позитивных, ни негативных. Оценка: "Без оценки".

(с) Павел Украинцев

Рецензия:

К середине XXI века полиция Вашингтона облегчила себе жизнь обретением трёх медиумов, чьи видения указывают на преступления, которые совершатся в самое ближайшее время. Округ Колумбия стал самым безопасным местом Соединённых Штатов, криминогенный уровень снизился на 90%. Верховный суд уже собирается узаконить в уголовном кодексе превентивные меры правосудия, когда блаженный ход профилактики убийств даёт сбой. Джон Андертон, глава отдела "Прекрайм", расшифровывая очередные образы провидцев, узнаёт в них самого себя, стреляющего в совершенно незнакомого ему человека. Пускаясь в бега он понимает, что от исхода приключения зависит не только его судьба, но и вера в систему. Ведь если он не совершит убийства, значит в ней есть изъян...

ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ
В силу краткости человеческой жизни каждый из нас обречён лишь на деятельное созерцание сегодняшнего дня. Отталкиваясь от этой безысходности и подгоняемые неискоренимым любопытством, мы подсознательно подменяем привычную параллель времени своей собственной, которую способны воспринять. И появляется - реальное, воображаемое и пространственное. Написавший свыше сотни научно-фантастических рассказов Филипп К. Дик, проигнорированный своим поколением, и возведённый на пьедестал его последователями, любил прибегать к стимулированию разума разноцветными амфетаминами, так что заглянуть за порог невозможного ему было раз плюнуть. Зачастую, правда, в его коротких, но плотных новеллах ход мысли принимался кружить в броуновском хаосе, но что может быть честнее творческого бреда? "Особое мнение" он опубликовал в 1956-ом, полвека спустя его экранизировал Стивен Спилберг, чтобы отправиться ещё на полвека вперёд и вынести вердикт о позитиве и негативе технологического прогресса вне запросов общества потребления.

В своём футуристическом триллере режиссёр впервые подвергает сомнению грядущее, выступив со своего рода политическим заявлением. Очевидно, что ноосфера дико манипулятивна. Ещё Бенджамин Франклин изрёк, что если народ готов поступиться частью своих прав ради общей цели, то такой народ их попросту не заслуживает. Ни дать, ни взять. Забывая, что личные свободы ограничены свободой других граждан, человек соглашается на их ограничение в угоду обеспечения глобальной безопасности. Всевидящее око, кстати нередко встречающееся в фантастических виршах, давлеет над иерархией ценностей обитателей регламентированной демократии. До какой степени этот процесс усугубился к 2054-му году Спилберг рассказывает беспроигрышно, и вновь после "Искусственного разума" гармонично сживляет актуальную метафору и съёмочные приёмы, лакируя их визуальными эффектами.

Тяжёлый гротеск изображения, призванный передать привычный эмоциональный холод будущего и душевное половодье Джона Андертона, чьего сына похитили задолго до того, как он смог бы предупредить это, рассекаются остроумными и даже откровенно юмористическими моментами. Образности Спилбергу всегда было не занимать, а здесь он её подчеркнул даже кастингом. Пригласив на ключевую роль Макса фон Сюдова, одного из любимых актёров великого Ингмара Бергмана, он установил мостки хотя бы с "Седьмой печатью", где Смерть предоставила Рыцарю отсрочку, пока он не найдёт ответов на философские вопросы, не дающие ему жить. Андертона вполне можно ассоциировать с этим героем, но по его следам несутся гончие. Он прыгает с одного такси на другое, а ведь они, при помощи магнитной левитации, способны передвигаться и вертикально, совмещая функции извозчика с лифтом. Подсевший на колёса после потери сына полицейский против усыновившей его системы.

Термин "особое мнение" имеет сугубо юридическое происхождение. Им именуется мнение одного или нескольких членов суда, разнящееся с принятым судом решением. Например, в Верховном суде США т.н. "особые мнения" традиционно играли большую роль, открывая дискуссии, впоследствии нередко приводившие к изменению принятых судом решений. К тому же из меньшинства эти мнения вполне могли бы превратиться в суждение большинства. Картина Стивена Спилберга приоткрывает ширму завтрашнего дня, и скорее потакает общему взгляду на него, нежели воспитывает посредством своего собственного. Она является искусно комбинированной стилизацией трёх китов кинематографического нуара 1940-х, от мрачности атмосферы, сквозь низменную, но интеллектуальную интригу, до высот трагедии средневекового полёта. Подмечу, что одного из медиумов зовут Дэшиелл, как ведущего романиста вышеназванного течения Дэшиелла Хэмметта, а другого Агата, ставшую запоминающейся тёзкой королевы английского детектива. Как не запомнить ребёнка, взращённого во чреве матери-наркоманки, где и сформировалось её галлюцинаторная способность ясновидения, подхваченная и обожествлённая властью? "Особое мнение" - более чем дорогая рамка для подобного росчерка пера Филиппа К. Дика.

(с) Павел КОРТУНОВ

Интересные факты о фильме:
- Фильм основан на рассказе известного писателя-фантаста Филлипа К. Дика, чьи работы послужили основой для таких фильмов, как "Бегущий по Лезвию" и "Вспомнить Все".

- Камерон Кроу, режиссер фильмов с Томом Крузом "Джерри Магуайр", "Ванильное Небо" появился в "Отчете Меньшинства" в эпизодической роли, вместе с Камерон Диаз, которая также снималась с Томом в "Ванильном Небе"

- По прогнозам компании Спилберга, фильм должен был собрать в первый уик-энд около 60 млн долларов, однако на практике он достиг отметки в 35,6 млн долл, обогнав своего конкурента - мультипликационную ленту "Лило и Стич" всего на 400.000 долларов.



(c) Alter-Ego,
специально для Kinomania.Ru